«Северный ветер» – история о мучительных поисках любви и счастья

6 февраля состоялась премьера фильма Ренаты Литвиновой «Северный ветер». В основу киносценария легла одноименная пьеса Литвиновой, которую режиссер ставила на сцене МХТ имени Чехова. Этот спектакль уже несколько лет идет с большим успехом.

Немного раскрою сюжет картины. В некоем клане, где правят женщины, многие из них чувствуют себя одиноко из-за нехватки любви. В их сердцах теплится надежда на то, что скоро их посетит счастье, но на пороге оно почему-то всё время разворачивается и бежит как можно дальше. Главная героиня – Маргарита (Рината Литвинова) принимает в семью невесту сына (её сыграла дочь Литвиновой – Ульяна Добровская), но судьба несправедлива – и будущая жена погибает. С этого момента дом начинает гнить изнутри, и горе поражает семейство. Из-за потери любви, этого важного ключика, всё рушится. Сын (Антон Шагин) женится на сестре бывшей возлюбленной – Фаине (Софья Эрнст), отравляя её жизнь и свою. Дальше разворачиваются перипетии внутри семьи. И кто-то ломается, не выдерживает, призывает смерть, не справляясь со слишком тяжелой ношей.

Фильм пропитан прекрасной атмосферой богемной жизни: изобилие еды, алкоголя, роскошный дом и множество слуг, изящные наряды. Для героини Ринаты костюмы шил известный дизайнер, креативный директор модного дома Balenciaga Демна Гвасалия. Музыку для картины написала Земфира Рамазанова — в кадре звучат первые песни певицы, появившиеся после семи лет затишья.

Не перестает удивлять, как всё продумано до мельчайших деталей: каждый фужер, тарелка, вилка – всё гармонирует между собой. При этом ощущается какая-то мрачность, угрюмость, чем-то напоминает семейку Адамс с её причудами. В атмосфере дома чувствуется своеобразное спокойствие, каждое движение героев выверено. Персонажи словно ненастоящие, как фарфоровые куклы со стеклянными глазами.

В фильме все гиперболизировано. Иногда до безумия смешно из-за чего-то, выходящего за рамки понимания. Как обозначила сама Рената, это фантасмагория (жанр, демонстрирующий странные бредовые ситуации, видения). Стиль игры актеров тоже кажется утрированным, что дополняет и подпитывает смысл. Однако под всей красивостью скрываются важные проблемы. Например, как люди в попытке забыться в нелюбимом человеке заглушают боль, которая в дальнейшем вспыхивает с большей силой; как пытаются переделать человека под себя, забивая настоящую сущность; как нарциссически любят, ожидая преданности и самоотверженности взамен. И таких проблем на протяжении фильма очень много. Неподготовленному зрителю, который привык к быстрому развитию событий и ясности изложения, может оказаться сложно воспринимать художественный материал. Иногда некомфортно из-за громких давящих звуков, истерического, непонятного поведения героя. Но если вы отпустите свои мысли, отключите защитную реакцию и доверитесь режиссеру, то попадете в сказочный мир с такими же реальными сложностями, с которыми можно столкнуться в обыденной жизни.

Ради любви и желания её получить, герои идут на многое, превращаясь по пути в жестоких и мстительных существ. Без светлого чувства люди становятся несчастными, постепенно убивая себя. Заглушают боль алкоголем, употребляют таблетки, газ, лишь бы «улететь» туда, где хоть кому-то нужны.

Это достаточно сложный фильм, я бы сказала, на любителя. Для тех, кому интересно поразмышлять. Кому надоели легкие беззаботные картины, идущие в кинотеатрах. Язык режиссера символичен. Чтобы разгадать скрытые смыслы, нужно опираться на возникающие ассоциации и «идти за режиссером».

 

Данный материал выражает мнение автора, которое может не совпадать с мнением редакции.

Кристина Конвенсарова

Кристина Конвенсарова

журналист, специалист в области театра и кино