Анатолий Новиков: человек, с которым связана целая эпоха

5 июля 1927 года – день рождения выдающегося режиссера, который 45 лет руководил Русским драматическим театром в Симферополе.

На счету Анатолия Григорьевича Новикова более 100 сыгранных ролей и более 150 поставленных спектаклей. Он жил своим делом, считал это первоосновой своего существования и жертвовал многим ради театра. Хотя на сцене оказался совершенно случайно – в его планах было стать художником.

Свой путь в театр он начал, случайно поступив в Государственный институт театрального искусства им. А. В. Луначарского (ГИТИС).  Это произошло в 1944 году. По указаниям отца, Анатолий поехал поступать в Днепропетровское художественное училище.  С другом Ананием они взяли художественные принадлежности и отправились в путь. Но оказалось, что художественное училище на ремонте. Зато неподалеку они увидели огромную очередь из красивых девушек и нескольких парней и вывеску «Театральное училище». Список экзаменов был классическим: отрывок из прозы, басня, стихотворение и этюд. С последним вопросов не было, ведь с ними был этюдник и краски. Решили ради забавы рискнуть – всё равно терять нечего.

Жизнь никогда не сталкивала Новикова с театром. На вступительных экзаменах при вопросе «А что же читать будете?» он вспомнил своего отца, который, будучи подшофе, часто «терроризировал» его и сестру стихами. С малых лет Анатолий был наполнен стихами, среди любимых авторов – Некрасов, Лермонтов и Пушкин, и на экзамене это пригодилось. Как любого на вступительных экзаменах, Новикова перебивали, но из-за своей внутренней свободы и отсутствия страха провалиться (ведь всё это шутки ради) сказал: «Если вы будете перебивать, то я ничего читать не стану». К такому нахальству были не готовы, это позабавило приёмную комиссию. На следующий день они с другом увидели свои фамилии в списке зачисленных на курс.

В начале своего пути Анатолий Григорьевич работал в театре кем придется: художником‑плакатистом, декоратором, портным. Затем окончил режиссёрские курсы при ГИТИСе и работал главным режиссером в нескольких театрах. А в 1972 году он стал руководителем Крымского академического русского драматического театра им. М. Горького в Симферополе.

С чем боролся Новиков, придя в театр? Старики в роле молодых. Вспоминал, что, например, Каренину играла 63-летняя актриса. Это было крайне нелепо. Он поставил точку на этом и сказал, что молодые будут играть молодых. Это оживило театр. Но самым главным в постановках Анатолий Григорьевич считал возрождение доброты и человечности.

Знаковыми спектаклями Русского театра Новиков считал «Они были актерами», «Поминальная молитва», «Дети Ванюшина», «Ревизор», «Дядя Ваня», «Мастер и Маргарита». Кстати, в последнем он сыграл Воланда 600 раз!

Я несу свой крест здесь 40 лет, и рад, что я его несу, нес и буду нести до последнего вздоха, потому что я призван радовать людей спектаклями, смягчать их нравы, чуточку снимать напряжение. Вот моя задача и задача театра.
 Анатолий Новиков

За несколько часов до смерти Анатолий Григорьевич репетировал спектакль, а за несколько дней до этого играл сложную роль Серебрякова в пьесе «Дядя Ваня». Смерть Новикова, по словам руководителя литературно‑драматургической части театра Людмилы Касьяненко, стала трагическим днем для всей театральной жизни Крыма, ведь вместе с ним ушла целая эпоха. Умер Анатолий Григорьевич Новиков 26 января 2017 года на 90-м году жизни в Симферополе.

Советы от Анатолия Григорьевича Новикова

1. В театрах должны быть только те люди, которые нужны позарез. Нужно работать с любым негодяем, если это талантливый артист.

2. Нельзя держать публику постоянно в слезах. Надо вносить разрядку.

3. Нужно вносить в классическую пьесу то, что приближает её к сегодняшнему дню, акцентирует на главном. Если не внесёшь в классику то, что приблизит её к нынешним проблемам, получится мемориальный спектакль, не интересный современному зрителю.

4. Без нерва не надо выходить на сцену.

5. Выбирая литературную основу, нужно обращать внимание на современное звучание. Если нет на сцене современности, её никакая классика не спасёт.

В статье выражается точка зрения автора, которая может не совпадать с мнением редакции.

Фото: http://franco.crimealib.ru/

Кристина Конвенсарова

Кристина Конвенсарова

журналист, специалист в области театра и кино