Без обид: как правильно критиковать и реагировать на критику

Разберемся, как адекватно реагировать на критику и, что не менее важно, как правильно критиковать.

Мы собрали несколько коротких, но действенных рекомендаций для разных случаев. 


Есть только один способ избежать критики – ничего не делать,
ничего не говорить и быть никем!

– Аристотель


Как указать людям на недостатки так, чтобы они не обиделись и не начали считать вас лютым врагом:

1. Критикуйте, чтобы помочь. Не выплеснуть негатив, подколоть или унизить собеседника, а именно помочь. Попробуйте сфокусироваться на том, как улучшить ситуацию.

2. Критиковать можно действия, но не самого человека. Обговаривайте только конкретную ситуацию, избегая таких слов, как «вечно», «постоянно», «всегда» и пр.

3. Используйте метод гамбургера: положительная оценка (похвала) – критика – положительная оценка.

4. Общайтесь с человеком на равных, а не с позиции «свысока».

5. Никогда не критикуйте при всех – только наедине. Публичное порицание – серьезный демотивирующий фактор.

6. Не говорите абстрактно. Необходимо дать человеку максимально подробный фидбэк: объяснить, что конкретно вам не нравится и почему, предложить альтернативу.

Критика критике рознь. Одно дело, когда вас отчитывают ни за что, и совсем другое – когда критика по делу.

Как реагировать на необоснованную критику?

1. Постарайтесь переключить собеседника с эмоций на факты. Задавайте уточняющие вопросы (что конкретно ему не нравится и так далее).

2. Спокойно объясните, что критика нелогична, укажите на ее слабые места.

3. Переведите критику в конструктив.

4. Если ситуация позволяет, реагируйте на несправедливую критику с юмором.

Как принимать справедливую критику?

 1. Согласитесь с ней. Воспринимайте критикующего как союзника, а не врага. Конечно, сейчас вы услышали не самые приятные слова, но они подтолкнут вас сделать работу над ошибками и больше их не совершать.

2. Не идите на поводу у эмоций, даже если ваш собеседник недоволен и кипятится. Постарайтесь перевести разговор в конструктивное русло. Задавайте вопросы, предлагайте свои варианты, как исправить ситуацию.

3. Дайте время эмоциям поутихнуть. Возможно, сейчас вы категорически не согласны с услышанным. Но уже завтра-послезавтра, когда вы успокоитесь и прокрутите все по новой, поймете, что критика была оправданна.

Любую критику нужно принимать с достоинством. Как бы там ни было, никогда не агрессируйте и не нападайте в ответ. Не нужно все отрицать, оправдываться и тем более перекладывать вину на других.

Косячат все! И если вас справедливо критикуют, это не значит, что вас не ценят или считают лузером. Расценивайте конструктивную критику как некий «позитивный мотивирующий пинок», который подтолкнет вас стать лучше. Если же вы находитесь в позиции критикующего, делайте это, чтобы реально помочь, а не самоутвердиться за счет другого.

И да, мы знаем, как это бывает сложно. Но для того мы и работаем над собой каждый день, чтобы правильно вести себя даже в неприятных ситуациях!

Фото обложки: freepik.com