Дорога к заветному «Оскару»

А вы знаете, как появилась премия Академии? Почему именно «Оскар», а не «Фредди»? Кто и по каким критериям отбирает победителей? А мы знаем. Присоединяйтесь!
Мы все знаем, что вручение премии «Оскар» – это грандиозное событие в мире Голливуда. Но как образовалась эта организация? Это достаточно интересна тема. И самое главное – мы расскажем, как снять фильм достойный «Оскара». Сейчас вместе с вами будем разбираться.
Создать первую в США киноакадемию пришло в голову главе кинокомпании Metro-Goldwyn-Mayer (заставка с рычащим львом) Луису Барту Мейеру. Произошло это в далеком 1926 году, когда киноиндустрия только делала свои первые шаги. Луис Мeйер осознавал, что для развития кино в целом, признания его полноправным видом искусства и для роста финансирования нужны влияние и статус. Именно для достижения этих целей и была создана Академия кинематографических искусств и наук (Academy of Motion Picture Arts and Sciences, AMPAS). Ее основателями стали 36 человек – видных деятелей в сфере кино. Организация занималась разрешением некоторых юридических споров, касающихся кинопроизводства, вела работу с профсоюзами и менеджерами. Но этого не хватало. Нужно было что-то еще. И этим чем-то стали награды! Как иначе донести до широкой аудитории значимость нового искусства?
Какое-то время у академиков ушло на то, чтобы выделить номинации и разработать механику голосования. Так начали вручать просто «Награды за заслуги». «Оскары» же появились только на 6-й церемонии, а официально название было зафиксировано и вовсе в 1939 году.
Как же появилось знаменитое наименование? История этой придумки окутана тайной… А если объективно, просто сплетнями. Каждый тянул одеяло на себя. Конечно, после такого «удачного попадания» с названием многие захотели присвоить эту заслугу себе. Сейчас мы уже не докопаемся до правды. Но версии достаточно забавны, чтобы о них рассказать.

Версия №1. Известная актриса того времени Бетт Дэвис, взяв в руки столь желанную статуэтку, поняла… На неё смотрит её муж! Очертания награды напомнили ей супруга Хармона Оскара Нельсона. Вот и она решила назвать статуэтку именем своего мужа.
Версия №2. Библиотекарь Маргарет Херрик (а чуть позже – исполнительный директор Академии и женщина, в честь которой назвали всю библиотеку AMPAS), в один прекрасный день решает посмотреть, что же это за награда, о которой так мечтают актеры, режиссеры и операторы. Взяв статуэтку в руки, она вскрикивает: «Да это же мой дядя Оскар!».
Версия №3. Говорят, что сцену из версии №2 увидел популярный колумнист того времени, собиратель голливудских сплетен Сидни Сколски. Он первым упомянул неофициальное прозвище в печати. А дальше дело было за сарафанным радио. Однако сам Сид настаивал на своем авторстве популярного наименования. Якобы он хотел создать образ, вложить душу в безликую награду. И имя Оскар было на его взгляд самым подходящим.
На самом деле сейчас совершенно не важно, кто придумал имя. Гораздо больше широкую публику беспокоит, кто же выделяет лучшие фильмы, мультфильмы из всего кинопотока и как выбирают победителей?
Главные критики – члены Академии кинематографических искусств и наук. Это несколько тысяч человек, которые делятся на 17 профильных гильдий: актерскую, режиссерскую, операторскую, монтажную и так далее. Каждая профессиональная группа выбирает лучших в своей сфере, то есть актеры выбирают победителей среди актеров, режиссеры – среди режиссеров. Но в выборе «Лучшего фильма» участвуют все.
На почве церемонии «Оскар» часто происходят какие-то конфликты, недопонимание и обвинение жюри в предвзятости. И даже сложились разные стереотипы, о том, какие фильмы побеждают в номинациях.

 Что же нужно, чтобы заполучить «Оскар»?
1. Выбрать «правильный» жанр. Для номинации «Лучший фильм» излюбленным жанром является драма. По статистике, 89% победителей и 85% номинантов относятся к этому жанры. Особенно часто награждают биографические драмы. Кстати, в этом году есть кандидат, идеально подходящий под описание. Это фильм «Манк» режиссера Девида Финчера об американском сценаристе, прославившимся благодаря фильму «Гражданин Кейн».
2. Затрагивать острые темы: социальные проблемы, права меньшинств, расизм, исторические трагедии.
3. Соблюдать стандарты, без которых фильм вообще не будут рассматривать:

  • наличие представителей меньшинств среди актёров или в тематике фильма;
  • наличие представителей меньшинств среди съёмочной группы фильма;
  • предоставление представителям меньшинств стажировок в компании-производителе фильма;
  • наличие представителей меньшинств среди руководства компании.

Как видите, не всё так просто! Чтобы фильм был рассмотрен для выдвижения на премию «Оскар», нужно соблюсти все эти стандарты, правила. А жаждущим свободы слова и отсутствия рамок – прямая дорога в авторское кино. Это формат, позволяющий режиссеру и актерам общаться со зрителем честно и открыто.
Но несмотря ни на что, любой актер, актриса или режиссер хотят оказаться победителями в гонке за премию «Оскар». Пока что именно эта награда уже более 90 лет остается мерилом мирового признания и авторитета в киновселенной. А как будет через несколько десятков лет – узнаем.

Кристина Конвенсарова

Кристина Конвенсарова

журналист, специалист в области театра и кино