Голосовые сообщения: моветон или необходимость

Не будем идти на поводу у хейтеров и рассмотрим не только минусы, но и плюсы аудиосообщений.

В повседневной жизни, в деловом общении формат голосовых сообщений весьма востребован. Но данный тренд нравится далеко не всем. И не просто не нравится – порой он сильно раздражает. Мы попробовали взглянуть на эту проблему с разных сторон и выделили главные достоинства и недостатки голосовых сообщений.

Начнем с минусов: 

1. Аудиосообщения отвлекают и нарушают личное пространство.

Текст можно прочитать за секунды. Чтобы разобраться с голосовым, потребуется гораздо больше времени. Часто возникают ситуации, когда аудиофайлы приходят от начальства или коллег в нерабочее время, выходные. Если не было предварительной договоренности, подобное можно расценивать как нарушение личного пространства. Человек, скорее всего, подумает, что сообщение срочное, отправитель рассчитывает на быстрый ответ – в итоге бросит свои дела и включится в диалог.

В повседневной жизни голосовые тоже могут напрягать. Допустим, вы в людном месте, и тут 100 сообщений от подруги. Возникает мысль: раз их столько подряд, по-любому что-то стряслось. Начинаете судорожно рыться в сумке, достаете наушники, слушаете – а ей просто стало грустно и одиноко. И она решила поделиться с вами: что утренний кофе сбежал; парень, с которым она встречается целый месяц, почему-то до сих пор не предложил ей руку и сердце; что она не влезла в прошлогоднее платье и вообще жизнь прожита зря…

2. Их могут услышать посторонние.

Войсы могут прийти в самый неподходящий момент. Чтобы их не услышали окружающие, есть несколько вариантов. Или прижать динамик телефона к уху, или искать уединенное место, либо доставать наушники.

Фото из свободных источников.

3. Адресату бывает сложно разобрать смысл услышанного.

Предположим, открываете вы месседж, а там… Шум волн, свист ветра, что-то шуршит, скрипит, стучит, еще и дети кричат. И на фоне всей этой «красоты» – еле различимый голос автора, который не удосужился отойти в более тихое место или просто не подумал об этом. Еще хуже, когда у отправителя дефекты речи. Кроме того, не все телефоны имеют хорошие микрофоны, которые способны гасить посторонние шумы.

4. Сложно найти нужную аудиозапись и невозможно переслать ее часть.

Любое текстовое сообщение легко найти с помощью ключевых слов в поиске. С аудиофайлами так не получится. Визуально все они на одно лицо. И если приходит новый, по его внешнему виду невозможно понять, насколько он срочный.

Когда вам не удается найти записи, где вы дурачитесь с друзьями, это одно. Гораздо хуже, когда не получается отыскать рабочие контакты, договоры, данные о предстоящих переговорах и пр. Такую информацию в голосовых вообще лучше не сообщать. Плюс, пересылая аудиозапись другим, не удастся выделить нужный фрагмент – ее придется отправлять целиком. В текстовом файле все просто – удалили лишнее и спокойно переслали.

Фото из свободных источников.

5. Зачастую в них много воды.

Составляя текст, человек обычно задумывается, что он хочет сказать, и старается уложиться в несколько предложений. С голосовыми сообщениями многие не заморачиваются, перегружая файлы ненужными подробностями и междометиями. В итоге адресат вынужден слушать все эти «эээ», «хм», «короче», «а помнишь, как мы с тобой…» и кучу всего лишнего.

Есть и неоспоримые плюсы:

1. Они отлично выручают, когда действительно неудобно печатать текст.

К примеру, если на улице мороз и не хочется снимать перчатки. Или вы сейчас за рулем, а сообщение нужно срочно отослать. В любом случае лучше объяснить причину отправки аудиозаписи (особенно если речь идет о деловом общении).

Пример правильного аудиосообщения:
«Приветствую, Модест Демьянович. Я за рулем. Поэтому извините, что голосовым. Только что звонили из «Березки». Они готовы заключить договор. Но нам нужно выслать презентацию до 11.00. Отправьте, пожалуйста».

2. Голосовые сообщения – оптимальный вариант для тех, у кого проблемы со здоровьем.

Пожилым людям, тем, у кого слабое зрение, проблемы с мелкой моторикой, может быть сложно набирать текст.

3. Они хорошо передают эмоции.

Читая текст, сложно угадать настроение собеседника, даже если он пестрит смайликами. А вот голос превосходно передает всю гамму эмоций.

4. Аудиофайлы – спасение для тех, у кого хромает письменная грамотность.

Но, конечно, это не повод не «подтягивать» свои знания.

Голосовые сообщения – неоднозначный способ коммуникации. Но независимо от личных предпочтений, всегда нужно уважительно относиться к чужим границам и чужому времени. Поэтому перед отправкой аудиозаписи все же стоит спросить, приемлет ли собеседник подобный формат общения.

Фото: kroshka__nastya/freepik.com

Кристина Богодушко

журналист