Инвестиции в персонал – плюс в карму руководителя

Нужно ли вкладываться в развитие сотрудников?

Сегодня сложное время для развития бизнеса. Часто приходится выбирать – потратить средства на корпоративные тренинги или решить более насущные проблемы. Некоторые руководители убеждены, что вкладывать в подчиненных нет необходимости. По их мнению, текущие навыки работников – тот максимум, на который они способны. Также у многих есть предубеждение, что после прохождения обучения они обязательно уйдут к конкурентам и вложения не оправдаются. Но практика показывает: если компания хочет преуспеть, ей нужен квалицированный персонал. И здесь без вложений в его развитие не обойтись.


По оценкам Всемирного экономического форума (2020 год), в ближайшие несколько лет будет наблюдаться нехватка у персонала определенных компетенций: умения критически мыслить и анализировать, способности противостоять стрессам, навыков самоуправления и самообучения. Кроме того, сотрудникам потребуется приобретать много новых знаний или проходить переподготовку, чтобы успевать адаптироваться к общемировым изменениям.


Учим матчасть

Одним из самых популярных методов обучения и повышения квалификации персонала являются корпоративные тренинги. В процессе их проведения основной акцент делается на практической отработке материала. При этом используются различные методики:

1. Деловые (ролевые) игры.

Тренер моделирует определенную ситуацию. Участникам предлагается найти несколько вариантов возможного развития событий. При таком формате знания усваиваются максимально быстро. После игры, как правило, происходит разбор полетов, где обсуждаются допущенные ошибки.

2. Мозговой штурм.

Цель – за короткое время собрать как можно больше идей, которые в дальнейшем пригодятся в работе. В условиях стресса мозг начинает функционировать активнее и способен «выдать» много чего интересного. Данный метод используется для «прокачки» креативности, развивает быстроту реакции, умение работать в любых условиях единой командой.

Фото: freepik.com
3. Решение кейсов.

Группе дается на рассмотрение определенный кейс (конкретная ситуация, реальная или возможная), связанный с их непосредственной деятельностью. Участники должны разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать наиболее оптимальные. Эта техника, как и предыдущие, активизирует коммуникативные навыки, творческое мышление, учит людей прислушиваться к чужому мнению.

4. Семинар и обсуждение.

Это наиболее традиционные методы обучения, дающие возможность объединить теоретическую и практическую части, обсудить заданную тему.

Выбор формата напрямую зависит от задач обучения. Поэтому начинать стоит все-таки с анализа конкретной проблемы, которую необходимо решить, и правильной постановки целей.

Как найти того самого?

Успех и эффективность обучения на 80% зависят от профессионализма тренера. При его выборе советуем обратить внимание на следующие факторы:

Практический опыт

На рынке очень много бизнес-тренеров с классическим образованием психолога или психотерапевта и большим стажем трудовой деятельности. Но если у них нет практического опыта в управлении персоналом, они никогда не работали в продажах и так далее, обучение может превратиться в терапевтический сеанс для сотрудников. Для качественного бизнес-тренинга знание «кухни» изнутри обязательно. Люди сразу поймут, если инструктор плавает в теме, и затроллят его.

Фото: freepik.com
Индивидуальный подход к клиенту

Хорошая тренинговая компания создает программу и подбирает эксперта, исходя из индивидуальных потребностей заказчика. Представитель компании обязательно проведет предварительную диагностику. Ведь у каждого предприятия своя специфика деятельности и свои проблемы. Адаптированная программа всегда лучше готовой стандартной или той, которая составлялась для другой организации.

Статусность тренера

Многие думают, что нужно непременно учиться у гуру бизнеса. Но мы советуем с осторожностью относиться к тренерам-superstars. После подобных тренингов участники высказывают восторженные отзывы, им действительно было интересно, но по факту они ничему не научились. Бывает и так, что сотрудники «ловят звезду» (они прошли курс у самого Мастера!) и перестают эффективно работать. Безусловно, у тренера должна быть харизма. Но если он выезжает только на ней, это просто любование своим эго.

Эффект от тренингов будет обязательно, хоть и не сразу. Но только при условии, что обучение будет систематичным и наполненным качественной начинкой.

Фото обложки: freepik.com

Кристина Богодушко

журналист