Как оценить свою стоимость на рынке труда

Что поможет определить оптимальный уровень вашей зарплаты?

При поиске работы человек сталкивается с необходимостью ответить на вопрос, сколько он стоит на рынке труда. Ведь уже на первом интервью эйчар наверняка спросит, на какую зарплату претендует соискатель.

Возникает дилемма. Если указать завышенную сумму, можно отпугнуть рекрутера. Но продешевить ведь тоже не хочется. Да и слишком скромный финансовый аппетит может говорить о непрофессионализме или отсутствии опыта. Адекватная оценка своей стоимости на рынке нужна не только тем, кто ищет работу. Тому, кто уже трудоустроен, тоже не помешает держать руку на пульсе.

 

Точка отсчета

Отправная точка в расчете – специальность. Самый простой, но действенный метод – промониторить статистику зарплат в интернете. Почитайте аналитику на рекрутинговых порталах. Много полезного можно найти в соцсетях. Изучите, как много людей претендует на интересующую вакансию. Просмотрите пожелания по зарплате в резюме других кандидатов со схожим опытом и навыками. Разумеется, уровень доходов в мегаполисах и небольших городах отличается. Это тоже нужно учитывать.

Фото: freepik.com

 

Звенья одной цепи

Для работодателя ваша ценность, как специалиста, складывается из следующих параметров:

1. Опыт.

Учитывается не только то, что именно вы делали, но и какова репутация компании, в которой вы работали. Были ли у вас завершенные проекты, насколько процессы, участником которых вы являлись, близки к хорошо отлаженным. Так, бухгалтер из строительной организации может стоить дороже и быть более востребованным для компании со схожей сферой деятельности. Но если он хочет стать универсалом, что в перспективе повысит его стоимость, то для получения опыта на новом месте ему, скорее всего, придется уступить в деньгах.

2. Знания и навыки.

Университетские достижения для сегодняшнего работодателя не принципиальны. Хотя есть компании, которые готовы платить бывшим студентам престижных вузов чуть больше. А вот то, что действительно ценится – краткосрочные курсы по специальности. К примеру, стоимость кондитера, окончившего курсы по приготовлению сложных десертов, сразу повысится. Аналогичная ситуация с иностранными языками. Их знание может значительно повысить вашу ценность на рынке вакансий. Но только если вы собираетесь устраиваться в международную компанию или знание иностранного персоналом – обязательное условие работодателя.

3. Востребованность специальности на рынке.

В тех сферах, где наблюдается переизбыток кадров, приходится соглашаться на невысокую зарплату. Так, если хороший айтишник еще может покрутить носом, то хороший экономист – не всегда.

Фото: freepik.com

 

Определитесь со стратегией

Если вы определились с рыночной стоимостью, советуем продумать стратегию переговоров с потенциальным работодателем по поводу зарплаты. Здесь многое зависит от того, к какой категории специалистов вы относитесь. Рассмотрим несколько вариантов. При этом условно разделим работодателей на 2 категории: перспективные и неперспективные.

1. Вы – специалист с нерелевантным опытом. Идете на собеседование в компанию, которая не представляет для вас интереса в плане профессионального роста. Вы спокойно можете обсуждать зарплату, которая выше рыночной на 5-10%, если у вас есть несколько аналогичных предложений. В этом случае ваша ценность – в гибких навыках (soft skills). О том, что такое гибкие навыки и как их развивать, мы уже писали ранее в статьях «10 soft skills, без которых не обойтись в 2021 году» и «Учимся развивать soft skills».

2. Вы – специалист с нерелевантным опытом и перспективная компания. Здесь она диктует условия. И в этом случае лучше подстроиться. Набивать себе цену – не вариант, иначе работу получит кто-то другой.

 3. Вы – специалист с релевантным опытом и неперспективный работодатель. У вас есть опыт, который ему нужен. Ну а вы четко понимаете, что развития карьеры не будет и ничему новому не научитесь. Здесь на первый план выступают деньги. Можете смело добавлять 15-20% к своей рыночной стоимости.

4. Вы – специалист с релевантным опытом и перспективная компания. Вы осознаете, что повысите квалификацию и впоследствии увеличите свою рыночную стоимость. В данной ситуации можно идти на уступки. Но опять же – вы должны быть уверены, что полученный опыт будет для вас полезен.

5.  Вы – профи. Трудились в крупных престижных организациях. У вас был серьезный карьерный рост. Вы не зазвездились и готовы выполнять задачи любой сложности. Ваша стоимость не определяется рыночными расценками. Вы сами выставляете цену на свои услуги, а компания принимает решение, согласиться на ваши требования или нет.

Универсальной формулы определения собственной стоимости на рынке не существует. Она зависит от многих факторов. То же самое касается переговоров относительно зарплаты. Это деликатная ситуация. По сути одна сторона хочет купить подешевле, другая – продать подороже. Имеют право. Но в любом случае всегда нужно трезво оценивать ситуацию и не перегибать палку.

Кристина Богодушко

журналист