Как стать самозанятым

Отвечаем на животрепещущие вопросы о регистрации, налогах, льготах и страховании.

Плательщики налога на профессиональный доход (НПД) в народе именуются самозанятыми. Кто имеет право оформиться в этом статусе, мы рассказывали совсем недавно. Теперь давайте разберемся, где и как можно зарегистрироваться, как заплатить налоги, страховые взносы и существуют ли льготы для данной категории налогоплательщиков.

Как получить статус самозанятого?

Чтобы стать самозанятым, необходимо пройти официальную регистрацию. Это можно сделать несколькими способами:

1. Через мобильное приложение «Мой налог» (AppStore, Google Play).
Для входа в приложение можно использовать:

  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и пароль, который используется при входе в личный кабинет на сайте nalog.ru;
  • учетной записи на портале Госуслуг.

Если к личному кабинету налогоплательщика нет доступа или таковой в принципе отсутствует, зарегистрироваться в приложении «Мой налог» можно по паспорту.

Фото: Google Play

2. Через личный кабинет на сайте ФНС nalog.ru.
Для регистрации следует ввести ИНН и пароль, необходимый для входа в личный кабинет налогоплательщика. Зайти в кабинет можно и через Госуслуги.

3. Через мобильное приложение одного из уполномоченных банков.
Их список можно найти на сайте nalog.ru (список банков по ссылке).
Граждане стран, входящих в состав Евразийского экономического союза (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия), могут стать самозанятыми на тех же условиях, что и граждане России. Но регистрация возможна только по ИНН и паролю от кабинета налогоплательщика.

Как платить налог?               

Заплатить НПД можно теми же способами, которые использовались при регистрации:

  • через приложение «Мой налог»;
  • через личный кабинет на сайте ФНС;
  • через приложение банка.

Сроки оплаты
Вы должны фиксировать каждую оплату, которую получили от клиента, даже если речь идет о наличном расчете. Сумма налога высчитывается автоматически.
До 12-го числа следующего месяца в приложение или личный кабинет вам придет уведомление о том, какую сумму нужно перечислить в ФНС. НПД надо заплатить не позднее 25-го числа.

Виды платежей
Вы можете уплачивать налог через свою банковскую карту либо сформировать квитанцию и оплатить ее в банке. Если на ваш счет поступают разные платежи – не только от клиентов – они не будут учитываться при расчете НПД. Налог взимается только с той суммы, которая будет заявлена лично вами.

Немного деталей
•  Если за месяц вы ничего не заработали, НПД, соответственно, не платите.
•  В конце года никаких налоговых деклараций подавать не нужно.
•  Не понадобится вам и кассовый аппарат. Когда внесете данные об оплате, автоматически сформируется чек, который надо отправить клиенту.

Фото: freepk.com
Нужно ли самозанятому платить страховые взносы?

Самозанятым нет никакой надобности делать взносы в Фонд социального страхования, ведь он не будет оплачивать больничные листы, отпуска. В Фонд обязательного медицинского страхования часть НПД поступает автоматически.

В Пенсионный фонд России (ПФР) взносы делаются на добровольной основе. Для этого нужно написать заявление в ПФР. В этом году минимальный размер взносов за год составляет 32448 рублей. Можно внести и меньшую сумму, но тогда в стаж засчитается не целый год, а количество месяцев, пропорциональное взносу. Если вы работаете только как самозанятый и не отчисляете взносы в ПФР, в будущем можете рассчитывать лишь на социальную пенсию.

Фото: freepk.com
Предусмотрены ли какие-то налоговые льготы для самозанятых?

Если вы получаете этот статус впервые, предусмотрен налоговый вычет в размере 10 000 рублей.  Когда вам приходит платеж от физлица налог уменьшается на 1%, от юрлица и ИП – на 2%. Так будет до тех пор, пока сумма сэкономленных налогов не достигнет 10 000 рублей. Вычет предоставляется один раз и рассчитывается автоматически. Если вы снимаетесь с учета, а потом вновь оформляетесь как самозанятый, у вас уже не будет права на эту льготу. Но если вы не получили вычет в полном объеме, тогда при следующей регистрации можете рассчитывать на остаток от этой суммы.

Как самозанятому получить справку о доходах?

Справку можно создать в приложении «Мой налог», банковском приложении или в личном кабинете на сайте ФНС. Данный документ понадобится при назначении социальных выплат или для оформления ипотеки.

Мы осветили самые главные вопросы, которыми задаются люди, рассматривающие возможность самозанятости. Надеемся, они помогут определить, насколько данная система налогообложения подходит лично вам. 

Ответы на более специфические вопросы можно найти базе знаний по налогу на профессиональный доход, собранной Федеральной налоговой службой России.

Обложка: freepik.com

Кристина Богодушко

журналист