На абордаж, или Как не запороть брейншторминг

Тонкости работы популярного метода генерации идей.

Мозговой штурм считается одним из наиболее действенных методов генерации идей. Поговорим о том, в чем его суть, какова основная задача и как сделать так, чтобы он реально работал.

Талант выигрывает игры, а команда – чемпионаты!
Майкл Джордан

Отец-основатель

В середине прошлого века имя американца Алекса Осборна было широко известно. Он был одним из основателей и руководителей рекламного агентства BBDO. Заняв пост главы компании, он столкнулся с серьезной проблемой. Сотрудники не хотели креативить. Даже не то что не хотели. Хороших идей было много, просто не было особого желания ими делиться из-за боязни осуждения со стороны коллег. И Осборн придумал, как с этим бороться. Он решил сделать ставку на групповую работу, только так, чтобы в ней напрочь отсутствовала критика.

Именно Алекс Осборн изобрел концепцию и вывел 4 основных правила мозгового штурма:
•  Не оценивать, не осуждать, не критиковать.
•  Мыслить широко. Крейзи-идеи очень даже приветствуются.
•  Генерировать как можно больше идей.
•  Развивать чужие идеи.

Концепт брейншторминга имел огромный резонанс. Руководители многих компаний по всему миру начали активно внедрять этот метод. Сегодня он продолжает пользоваться популярностью.

Друзья, давайте «поштормим»

Брейншторминг – это когда участники обсуждения создают идеи. Чем больше, тем лучше. Только идеи, и все. Мозгоштурм не подразумевает принятие каких-то решений и их реализацию. Все это – другие этапы творческого процесса. «Брейнштормовцы» делятся своими идеями, отталкиваются от идей других членов группы, и весь этот поток креативных мыслей фиксируется.

Часто бывают ситуации, когда сотрудников приглашают «поштормить», а в итоге получается, что кто-то один выдвигает идею, все остальные с энтузиазмом ее поддерживают, а потом все расходятся. Так вот, это не мозговой штурм. Вся сила метода именно в том, чтобы в обсуждении принимали активное участие все члены группы, и чтобы они смотрели на одну и ту же задачу каждый со своей колокольни.

Фото: freepik.com
На авось не прокатит

Штурм будет провальным, если позвать на него неподготовленных людей. Поэтому повестку брейншторминга лучше объявить его участникам заранее, где-то за два-три дня до намеченной даты. Исследуемая проблема должна быть сформулирована так, чтобы избежать дополнительных уточнений. Чем четче будут исходные данные, тем эффективнее пройдет мозгоштурм.

У руля

Брейншторминг – групповая техника. А там, где встречается много людей с разными характерами и мнениями, что-то легко может пойти не так. Поэтому нужен толковый координатор, который, в случае чего, все сможет разрулить.

Вообще, роль модератора в мозговом штурме достаточно значима. На этапе подготовки он выбирает и информирует всех участников, сообщает о месте и времени проведения брейншторминга. Когда начинается сам процесс обсуждения, он записывает идеи, контролирует соблюдение правил (чтобы без критики, конфликтов и так далее), следит за таймингом.

Приглашать в качестве модератора руководителя компании – не самый хороший вариант. Хотя бы с той точки зрения, что ему, как человеку причастному, сложно «беспристрастно» фиксировать идеи, предварительно не оценивая их.

Как все не испортить

Генерация идей – главный этап мозгового штурма. Если работа участников группы организована неправильно, то результаты брейншторминга будут крайне низкими или вообще нулевыми. Чтобы этого не произошло, поможет соблюдение некоторых правил.

Правила брейншторминга

•  Чем больше идей, тем лучше!


•  Принимаются все идеи, даже те, которые кажутся абсурдными и фантастичными. Часто именно они, переработанные и дополненные, являются тем решением, ради которого, собственно, и затевался мозговой штурм.


•  Возможность высказаться должна быть абсолютно у каждого.


•  Не критиковать!


•  Фиксировать все мысли. Тогда отпадет вероятность упустить нечто ценное. Всегда будет возможность вернуться к написанному и проанализировать что-то снова.


•  Визуализировать. Разобраться в поступающей информации помогут графики, иллюстрации, интерактивные панели, маркерные доски и так далее.


•  Идеи можно и нужно комбинировать. Например, соединение двух и более идей в одну может оказаться весьма эффективным решением, особенно когда их предлагают разные по должностной иерархии сотрудники.


•  Хорошо привлекать к мозговому штурму людей со стороны, когда процесс обсуждения зашел в тупик. «Свежая кровь» креативу только на пользу!


•  Финальная часть мозгового штурма – голосование за лучшие варианты.


•  После голосования окончательное решение не принимается, а выносится на отдельную встречу. Именно поэтому никто не может выйти из брейншторминга победителем.


•  Если сотрудники побаиваются большого босса, на штурм его лучше не приглашать.


•  Мозговой штурм можно считать удачным, если на выходе получилось три-пять хороших идей.


Самое главное в брейншторминге – правильно организовать процесс. Тогда эта техника способна принести компании реальную пользу.

Кристина Богодушко

журналист