НЕ ПО МАРКСУ

Когда возник термин «социальный капитал»? В чем сущность данного явления? Кому и зачем он нужен? Что представляет собой модель социального окружения каждого из нас? Обо все этом мы сможете узнать из этой статьи.

Впервые термин «социальный капитал» употребил американский педагог Лид Джадсон Ханифан в 1916 году. Говоря о развитии сельских школ, Джадсон сделал акцент на необходимости воспитания у учеников доброй воли и навыка развивать социальные отношения с различными людьми.

А вот популяризировал этот термин Роберт Патнэм – политолог из США. Он дал собственную трактовку данному понятию, определив социальный капитал как связи между индивидами, социальные сети и нормы взаимности, которые из упомянутых сетей проистекают. Когда доверие и социальные сети хорошо развиты, индивиды, бизнес, регионы процветают. В своей книге Making Democracy Work («Чтобы демократия сработала»), посвященной гражданским реформам конца ХХ века в Италии, он обосновал, что Север обогнал Юг как раз за счет социального капитала. Северяне активно объединялись в различные социальные организации, тогда как южане не умели накапливать социальный капитал. В результате Север в экономическом плане оставил Юг далеко позади.

В еще одной своей книге Bowling Alone («Игра в боулинг в одиночку») Патнэм на примере современного американского общества показал, к чему приводит «разбазаривание» социального капитала. По его мнению, американцы все больше обособляются от своих семей, знакомых, друзей, тем самым растрачивая социальный капитал, что отрицательно влияет на институты демократии.

Счастливое число Данбара

Мы все социальны – кто-то в большей, кто-то в меньшей степени. Каждый день нашей жизни пронизан личным и деловым общением. Однако у этой способности к социальному взаимодействию есть лимит. Количественно его можно выразить с помощью числа Данбара.

Робин Данбар – британский антрополог и эволюционный психолог. В ходе изучения высших приматов он увидел, что, когда количество животных в стае выходило за пределы установленной нормы, она делилась на две. Подобные наблюдения натолкнули его на мысль, что в человеческом обществе могут происходить похожие процессы. После целого ряда исследований он вывел максимальное количество контактов, с которыми человек может эффективно взаимодействовать. Это число колеблется от 100 до 230-300, но, как правило, равно 150. Такие же показатели вышли после мониторинга Данбаром соцсетей. Ученый пришел к выводу, что даже если у человека огромное количество подписчиков, он все равно активно взаимодействует лишь со 150-200 людьми.

Чем больше, тем лучше?

Модель социального окружения любого человека, согласно теории Данбара, состоит из шести слоев:

  • 1500 человек – вы в курсе, что эти люди есть на белом свете, но вы не общаетесь;
  • 500 человек – люди, с которыми вы когда-то пересекались и даже помните о первой встрече с ними;
  • 150 человек – круг контактов, с которыми вы активно коммуницируете в определенных ситуациях и в определенное время;
  • 50 человек – коллеги, хорошие знакомые, с которыми вы регулярно общаетесь;
  • 15 человек – приятели, люди, которые вам симпатичны; с ними взаимодействие пусть нечастое, но весьма эффективное;
  • 5 человек – самый близкий круг, ваши любимые и родные (необязательно это должны быть члены семьи).

Конечно, все эти числа относительны и могут варьироваться. Так, женщины обычно имеют гораздо больше контактов из близкого круга, а женщины-экстраверты и подавно. Кроме того, люди могут мигрировать из одного слоя в другой. Главное – сильно не выходить за пределы определенного числа контактов. В противном случае качество связей будет ухудшаться. Если подобное происходит в коллективе, это приводит к тому, что им становится трудно управлять, а его участники, скорее всего, начнут конфликтовать.

Порой мы даже можем не догадываться, каким социальным капиталом обладаем. Деловые партнеры и коллеги, клиенты, бывшие одноклассники и одногруппники, соседи по даче… Все эти люди – часть нашего капитала. Быть «своим в доску» для всех не нужно. Главное – быть искренним и открытым (в меру, конечно). Поддерживая с людьми нормальные взаимоотношения, мы становимся во всех смыслах богаче!

Кристина Богодушко

журналист