Потаенные стороны симферопольского Русского драматического театра

Великие люди и значимые события, которые за 200 лет сделали театр таким, каким мы знаем его сейчас!

Несмотря на 200-летнюю историю существования Крымского академического русского драматического театра им. М. Горького, крымчане многого не знают о нем. Большинство даже не подозревают, что на этой сцене выступали такие известные актеры, как Михаил Щепкин, Фаина Раневская, Вера Комиссаржевская; не помнят, как много сложных периодов было в истории театра. Мы решили, что уместно будет вспомнить об этом в преддверии 201-го театрального сезона.

Как сказано в документах, хранящихся в глубинах архива, история театра началась в далеком 1821 году, когда московский купец Волков решил основать специальное место для увеселения. У него была уйма денег, но тонким вкусом он не обладал. Поэтому взор его пал на здание, внешне напоминающее длинный сарай, который владелец решил просто немного его приукрасить. Однако в дальнейшем судьба сделала это место центром светской жизни города.

Фото: krimoved-library.ru

В 1846 году с театром сотрудничал известный антрепренер Данила Жураховский. Он заманил на сцену самого Михаила Щепкина, лучшего актера своего времени, честь которого названы институты искусств, театры и улицы. Щепкин провел в Симферополе всего 12 дней, и за это время очаровал крымскую публику. Но самое главное – существенно поднял зрительскую планку. Он показал, каким должен быть истинный актер и как нужно работать на сцене.

Со временем здание постарело и нуждалось в том, чтобы кто-то вдохнул в него жизнь. И этим человеком стал академик архитектуры Алексей Бекетов. Ему удалось разработать проект, объединяющий театр, доходный дом и ресторан. И в 1911 году симферопольцы праздновали открытие нового здания театра. В нем произошли не только внешние перемены, но и внутренние – например, зрительный зал стал вмещать более тысячи человек. Само собой, все эти перемены дали хороший толчок развитию театра в целом.

Фото: rusteatrkrym.ru

Через некоторое время в жизни театра наступили сложные времена. Октябрьская революция, гражданская война. Не было уверенности в завтрашнем дне. Людям сложно было думать об искусстве, зрителей не было, но актеры… Они жили одним днем и своим любимым делом. Поэтому работа в театре не прекращалась. В 1918 году ведущей актрисой была Павла Вульф. Она вдохновила на работу свою ученицу Фаину Раневскую. Юная, совсем неопытная, но такая талантливая, мы хорошо знаем, какой знаковой фигурой она станет.  После спектакля «Вишневый сад», где Фаина играла Шарлотту, стало понятно, что это актриса с большой буквы. Как вспоминают зрители, в её игре была одна лишь правда, ни грамма фальши, она проникала в эпоху и впускала в себя автора и создателя. На симферопольской сцене Раневская играла Машу в «Чайке» Антона Чехова, Настю в пьесе Максима Горького «На дне» и многие другие.

Зимой 1920 года театр объявили государственным, и дали название Первый Советский. Однако эти годы были для труппы чрезвычайно тяжелыми: театр не отапливался, актеры болели, им нечего было есть. К ним на помощь приходил поэт и художник Максимилиан Волошин, который в какой-то период был членом театрального худсовета. Именно благодаря тому, что Волошин был человеком открытым, готовым помочь каждому, в ком видел творческий потенциал, мы сейчас знаем драматурга Константина Тренева.

Фото: zhi-za.ru

О симферопольском театре говорили во всем Советском Союзе. Здесь служили великие актеры, режиссеры и художники. В газетах его называли одним из лучших провинциальных театров, говорили, что он представляет собой «ценное художественное ядро».

В 1932 году театр получил имя Максима Горького. Одной из самых ярких актрис того времени была Александра Перегонец, которой удавались самые разноплановые роли: от Дездемоны в шекспировском «Отелло» до Дианы в «Собаке на сене» Лопе де Вега. Однако имя ее вошло в историю не только как имя талантливой актрисы. Во время Великой Отечественной войны, находясь под оккупацией немецко-фашистских войск, Александра Перегонец и главный художник театра Николай Барышев организовали подпольную группу «Сокол», которая не переставала ни на день бороться с врагом. Работники театра рассказывали жителям правдивую информацию о событиях на фронте, спасали молодежь от отправки в Германию, зачисляя их в театральную студию, уберегли здание от разрушения.

Члены организации были расстреляны в апреле 1944 года, не дожив до освобождения Симферополя три дня. В память о них на здании театра установлена мемориальная доска: «Артистам и работникам театра, погибшим от рук немецко-фашистских оккупантов: Барышеву Н. А., Перегонец А. Ф., Добросмыслову Д. К., Яковлевой З. П., Чечеткину П. И., Озерову И. Н., Ефимовой П. Т., Савватееву О. А.».  Через 30 лет после этих трагических событий в репертуаре театра появился спектакль «Они были актерами» по пьесе В. Орлова и Г. Натансона, а еще через несколько лет на «Мосфильме» был снят одноименный фильм. Так сохранена память о подвиге крымских актеров.

Фото: adminland.ru

Следующий большой этап в жизни театра начался с приходом Анатолия Новикова. Это произошло в 1972 году. За время его руководства театр весьма изменился: было отреставрировано основное здание, построен новый театральный комплекс и создан Театр юного зрителя и Театр современного балета, самому драматическому театру присвоено звание «Академический». Также Анатолий Новиков известен сотрудничеством со многими современными авторами, что позволило ему сформировать особенный индивидуальный репертуар для театра. Заслуги Новикова как театрального деятеля были отмечены присвоением главной сцене театра его имени, а также многими государственными наградами.

Фото: simferopol.krimchel.ru2

Сейчас художественный руководитель Крымского академического русского драматического театра им. М. Горького – Владимир Владимирович Магар. И с ним открывается новая страница развития замечательного симферопольского театра.

Кристина Конвенсарова

Кристина Конвенсарова

журналист, специалист в области театра и кино