Соцсети под прицелом хедхантера

Как вести личные страницы так, чтобы не оттолкнуть работодателя. 

Социальные сети уже давно стали публичным пространством. Они могут рассказать о человеке очень многое: чем он интересуется, кто его друзья, каков род его деятельности и так далее. Вполне закономерно, что соцсети стали инструментом, которым активно пользуются работодатели. Информация с личных страниц позволяет им составить свое представление о соискателях, понять, подходят ли они на ту или иную должность, будут ли они разделять корпоративные ценности компании. Поэтому крайне важно следить за тем, какая информация публикуется в личном профиле.

Немного статистики

Согласно опросу, проведенному весной 2019 года на hh.ru (https://hh.ru/article/24311), профили кандидатов в соцсетях проверяют 84% работодателей. Из них 62% – делают это выборочно, а 22% – всегда (независимо от того, на какую позицию претендует соискатель). Профили претендентов на руководящие должности «пробиваются» практически всеми работодателями. Если говорить о начинающих специалистах, линейном персонале – их вряд ли ожидает скрупулезная проверка, но она все равно не исключена. Есть сферы, работа в которых просто обязывает быть активным пользователем соцсетей. Для тех, чья деятельность связана с SMM, PR, HR, закрытый профиль в большинстве своем это табу. Для людей творческих профессий аккаунты в соцсетях являются своего рода портфолио – то есть без них никак.

Эффективный канал коммуникации

Если рассматривать личные страницы в соцсетях как инструмент повышения привлекательности для работодателя, к формированию контента следует подойти основательно. В данном случае бытовой контент (семейные фото, хобби, путешествия), безусловно, важен. Но главный акцент все же стоит сделать на том, чтобы показать свою экспертность и ненавязчиво продемонстрировать себя как специалиста. Фото с конференций, семинаров, регулярные заметки касательно работы и тому подобное покажут вовлеченность в профессиональное сообщество. Кроме того, не нужно «забивать» на разделы об образовании, предыдущем опыте работы. Об этом лучше рассказать достаточно подробно.
Для работодателя может быть важным не только качество контента, но и количество профессиональных контактов. К примеру, человек претендует на должность бренд-менеджера в крупной компании. А у него друзей как кот наплакал, и все они – родственники. По меньшей мере это вызовет недоумение.

Фото: freepik.com
For private use only

Если страница в большей степени предназначена для частного пользования, то с точки зрения профессиональных перспектив не стоит выкладывать слишком откровенные фото, снимки, где вы навеселе и так далее. Можно воспользоваться настройками приватности и скрыть все «личные моменты» от всеобщего обозрения. Есть еще один вариант. Одну страницу сделать исключительно рабочей, а доступ к остальным аккаунтам ограничить или закрыть.

Все сказанное вами может быть использовано против вас

Необдуманные посты, пусть даже не связанные с профессиональной деятельностью, резкие высказывания на провокационные темы, комментарии оскорбительного характера могут иметь негативные последствия.

Так, в 2018 году произошел громкий скандал с Галиной Паниной – уже бывшим PR-директором российского подразделения «Леруа Мерлен». После победы нашей сборной по футболу над испанцами она выложила пост в Facebook, что российские болельщики, праздновавшие победу, сожгли в Подмосковье девушку (что не соответствовало действительности). Пост вызвал негативную реакцию со стороны интернет-пользователей, которые начали писать пиарщице гневные комментарии. В ответ она назвала всех несогласных «ватой» и пообещала почистить свою ленту, удалив неугодных. Люди призвали бойкотировать торговую сеть, в Twitter появился хештег #покалеруа. Руководство компании приняло решение временно отстранить Панину от работы. Чуть позже она заявила, что приняла решение уволиться.

В 2019 году итальянец Томмазо Касалини был снят с поста тренера клуба серии D «Гроссето» за грубые высказывания на своей странице в Facebook в отношении шведской экоактивистки Греты Тунберг. Несмотря на последовавшие вскоре извинения, тренера уволили. По словам руководства команды, его поведение шло вразрез с политикой клуба, для которого моральные ценности превыше профессиональных.

Фото: bbc.com
Это работа моей мечты. Честно-честно!

Излишняя откровенность, желание поделиться со всеми ближайшими планами могут сослужить плохую службу. Вот написали вы, что временно решили стать дауншифтером и на полгода отправиться на Бали, дабы найти просветление, очистить мысли, карму и кишечник. А через пару дней после этой публикации вы убеждаете эйчара, что мечтаете построить карьеру в такой-то компании и готовы трудиться 24/7. Он зайдет на вашу страницу, прочтет ваш пост – получится несостыковочка. И пусть даже вы написали про Бали от фонаря или это был ваш временный душевный порыв… Впечатление о вас будет испорчено. Поэтому всегда тщательно взвешивайте каждое свое слово.

О чем еще важно помнить обладателям открытых страниц в соцсетях

1. Не стоит негативно высказываться о бывших или нынешних работодателях, коллегах. Если страница пестрит критикой в адрес «бывших» или «нынешних», для эйчаров это явный признак того, что автор сих опусов – человек нелояльный и конфликтный.

2. Нельзя публиковать конфиденциальные сведения. У многих компаний есть корпоративные кодексы, в которых прописано о запрете распространять определенную информацию, если только их представители не подтверждают, что ее можно публиковать в сети. Это касается коммерческой тайны, изобретений, производственных процессов, методов ведения бизнеса и так далее.

3. Всегда контролируйте, кто из друзей отмечает вас на фото или в публикациях. Если какие-то из этих отметок вас смущают, их лучше убрать.

4. Не перегибайте палку с репостами. Свой личный оригинальный контент гораздо круче, особенно если вы являетесь представителем творческой профессии.

5. На аватарках должны быть именно ваши фото. А не ваших или чужих детей, котиков или морских пейзажей.

6. Лучше, чтобы профили в соцсетях выглядели плюс-минус одинаково. Когда рекрутер хочет получить информацию, он промониторит все ваши профили в соцсетях. И если в Facebook вы предстаете чинным и благообразным интеллектуалом, а на странице Вконтакте – милашом-пухляшом в майке-алкоголичке, это может изрядно подпортить ваш имидж.

7. Откажитесь от никнеймов и коротких имен. Имя и фамилия – общепринятый стандарт.

Пожалуй, есть еще один совет. Он подойдет абсолютно всем. Нужно быть, а не казаться! Будьте честны и не пытайтесь показаться тем, кем на самом деле не являетесь. Ведите соцсети осознанно! 

Кристина Богодушко

журналист