Что такое коммерческая тайна и как её защитить

Наиболее действенный способ обезопасить секретную информацию – придать ей статус коммерческой тайны.

Часто руководители компаний для защиты ценной информации и предотвращения ее утечки заключают с третьими лицами соглашение о неразглашении. Однако российское законодательство весьма поверхностно регламентируют форму и содержание этого документа. Поэтому суды редко удовлетворяют иски, основанные на таком договоре.

Наиболее действенный способ обезопасить секретную информацию – придать ей статус коммерческой тайны.

• Основными инструментами юридической защиты конфиденциальной информации являются Гражданский кодекс Российской Федерации и Федерального закона от 29 июля 2004 года N98-ФЗ «О коммерческой тайне».

• В нашей стране она охраняется государством.

• За разглашение предусмотрены различные виды ответственности, в том числе и уголовная.

<a href='https://www.freepik.com/photos/education'>Education photo created by Racool_studio - www.freepik.com</a>
Фото: Racool_studio/freepik.com
Для скромной такой компании огромный такой секрет!

Коммерческая тайна – информация, которая имеет ценность именно потому, что недоступна третьим лицам. Обладание определенными сведениями наделяет ее владельца некими преимуществами, позволяет получать коммерческую выгоду.

К примеру, информация о методах проверки банком претендентов на получение кредита дает возможность отсеивать потенциальных мошенников и уменьшает вероятность неоправданных расходов.

Огласите весь список, пожалуйста

Чтобы информация получила статус коммерческой тайны, нужно соблюсти ряд требований. И прежде всего определить перечень конфиденциальной информации. Засекретить можно многое: результаты интеллектуальной деятельности, списки поставщиков и клиентов, рецепты блюд и напитков, рыночные стратегии и другое.

Статья 5 Федерального закона «О коммерческой тайне» определяет, какие данные не могут быть конфиденциальными. Это сведения:

• содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

• о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

• о задолженности работодателей по выплате зарплаты и социальным выплатам;

• о состоянии окружающей среды и другие.

Лучше, чтобы перечень был максимально подробным! Если дойдет до суда, расплывчатые формулировки усложнят процесс разбирательства.

Например, рецепт торта – конкретная технология, и она может стать коммерческой тайной. Но данный статус нельзя присвоить всем процессам, которые используются при изготовлении этого торта.

Фото: unsplash.com
Особый режим

Режим коммерческой тайны может вводить только ее обладатель – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Для этого ему нужно:

1. Ограничить доступ к секретной информации путем установления регламента обращения с ней.


2. Определить список сотрудников, которые будут иметь доступ к коммерческой тайне, и получить их письменное согласие. Лучше всего подписать с ними дополнительное соглашение или положение. В нем следует прописать права и обязанности работников по обращению с конфиденциальной информацией, возможные санкции. Конфиденциальность защищается в течение всего периода, на который был введен такой режим. И если срок еще не истек, а сотрудник уволился, он не имеет права разглашать коммерческую тайну.


3. Зафиксировать правила о соблюдении коммерческой тайны в должностных инструкциях.


4. Нанести гриф «Коммерческая тайна» на все материальные носители, на которых будет храниться информация. Обязательно нужно указать на грифе реквизиты правообладателя. Для юридических лиц это полное наименование и местонахождение, для индивидуальных предпринимателей – ФИО и место жительства.


5. Установить контроль над соблюдением режима коммерческой тайны.


6. Создать условия для сохранения конфиденциальных сведений: выделить специальные шкафы, сейфы или отдельное помещение; ограничить доступ к электронным ресурсам и т.д. Защитить компьютер можно с помощью обычных стикеров. Ими заклеивают USB-порты и разъемы. Стикеры легко отрываются, зато это сразу будет заметно. Более надежный способ защиты информации – установка специальных программ.

Это останется только между нами

Сотрудники компании не должны разглашать информацию даже по официальному запросу властей. Только правообладатель может раскрыть коммерческую тайну государству! При этом режим конфиденциальности не должен нарушаться.

Например, Роспотребнадзор провел проверку в кафе. Его представителям стали известны рецепты, составляющие коммерческую тайну. Если кто-то из них разгласит эти сведения, его можно привлечь к ответственности.

Если кому-то случайно стала известна секретная информация и он рассказал о ней, не подозревая, что она является конфиденциальной, он не будет нести ответственность. Хотя правообладатель после этого может обязать его хранить полученные сведения в тайне. Тогда повторное разглашение не останется безнаказанным.

Режим коммерческой тайны не гарантирует, что утечки информации не будет. Но даже если это произойдет, компания сможет компенсировать убытки, а виновные будут привлечены к ответственности.

 

Кристина Богодушко

журналист