Так ли необходимы корпоративные психологи?

Разбираемся, действительно ли помощь специалиста настолько необходима или это просто дань моде.

Все больше российских компаний нанимают корпоративных психологов или пользуются услугами независимых консультантов. Чтобы понять, нужен ли и вам в компанию такой специалист, просмотрите приведенный ниже список корпоративных сложностей. Если что-то из перечисленного вам знакомо – это повод всерьез подумать о привлечении корпоративного психолога.

Адаптация новых сотрудников.

Иногда новичкам сложно влиться в коллектив или «поймать одну волну» с начальником. Поэтому психологи прорабатывают такие ситуации. Например, при помощи необычных заданий: придумать несколько нелепых вопросов к руководителю, а тот в свою очередь должен на них ответить. Данный прием позволяет разрядить обстановку. Новенькие могут выдохнуть и расслабиться, а начальник – стать ближе к подчиненным и блеснуть чувством юмора.

«Синдром самозванца» в результате повышения.

При шаге вверх по карьерной лестнице у человека может возникнуть «синдром самозванца», когда начинает казаться, что успех достигнут незаслуженно. Или могут обостриться страхи: не справиться с новой должностью, совершить ошибку и опозориться перед коллективом… Все это требует психологической помощи, иначе впоследствии сотрудник может впасть в затяжную депрессию.

Профессиональное выгорание.

В 2019 году ВОЗ включило производственное выгорание в Международную классификацию болезней. Оно отнесено не к медицинским состояниям, а к факторам, влияющим на здоровье человека. Причины возникновения этого синдрома различны: несправедливое отношение к сотруднику, работа в рамках жестких дедлайнов, отсутствие фидбэка со стороны руководителя. Последний, к слову, тоже не застрахован от выгорания. Вообще с данной проблемой может столкнуться даже сильный и опытный лидер, который тратит много личностных ресурсов и не восполняет их. Хороший специалист поможет создать установки для преодоления кризиса.

Конфликты внутри команды.

Обычно стороны не слышат друг друга. Здесь основная задача психолога – создать пространство для мирных переговоров, где каждый выскажет свою позицию. Любой конфликт, даже кажущийся пустяковым, нужно прорабатывать. Если его не разрешить, это будет мина замедленного действия. Никто не сможет предугадать, когда произойдет «взрыв», и как он отразится на коллективе.

Последствия удалёнки.

Вынужденный переход на дистанционную работу привел к тому, что рычагов управления персоналом стало меньше. Некоторые руководители с целью усилить контроль начали заморачивать подчиненных бесконечными видеопланерками и конференциями. У многих это вызвало неприятие: одни начали филонить, другие довели себя до нервных срывов. В подобных ситуациях сотрудникам нужна моральная поддержка. Очень часто человек даже не осознает, насколько велик уровень тревожности. А в условиях изоляции фактор стресса еще больше усугубляется. Поэтому должна быть уверенность, что если он не справляется с поставленными задачами, то всегда может рассчитывать на поддержку коллег или психолога.

Фото: pressfoto/freepik.com
Если обобщить сферы деятельности корпоративного психолога, то можно выделить такие:

1. Участие в поиске и подборе персонала. Он оценивает, впишется ли кандидат в коллектив, насколько он стрессоустойчив и так далее.

2. Развитие и обучение сотрудников. Психолог прорабатывает, что их мотивирует. Анализирует стоп-факторы: почему у человека нет профессионального роста и что мешает его командной работе.

3. Разрешение конфликтов. Специалист не просто разберет внутренние противостояния, но и может помочь «вырастить» здоровую конкуренцию, которая даже может способствовать развитию компании (об этом мы писали в статье «За и против конкуренции в коллективе»).

4. Помощь отделу маркетинга. Он участвует в разработке тактики ведения переговоров, стратегии рекламной кампании, составляет психологический портрет целевой аудитории.

Штатный психолог VS независимый консультант

Обычно ответ на вопрос, нанимать психолога на постоянку или приглашать разово, оказывается в «финансовой» плоскости. Небольшим компаниям, конечно же, куда сложнее позволить себе содержать дополнительного сотрудника. И ответственные руководители, которые видят проблемы в коллективе или хотят поддержать сотрудников в сложные периоды, все-таки выбирают приглашать специалистов разово – по мере возникновения проблем.

Однако если вид деятельности компании предполагает постоянный и высокий уровень стресса работников, то есть смысл выделить бюджет на постоянного штатного психолога. К таким сферам обычно относят торговлю, колл-центры, службы оперативной помощи (медики, спасатели) и другие.

Благодарим за комментарий @happy_psyxolog

Кроме того, у каждого формата сотрудничества со специалистом есть свои плюсы и минусы. Так, штатный психолог в своих суждениях может опираться на дружественные связи, зависим от руководства финансово и административно. Специалист на аутсорсе эмоционально независим, сохраняет нейтралитет и беспристрастность. Однако если человек работает в коллективе постоянно, он понимает, как происходит коммуникация в коллективе и знает особенности работы, может оценивать результаты своей работы в долгосрочной перспективе и корректировать их.

Получается, не столь важно, является ли психолог штатной единицей или его услугами пользуются по мере необходимости. Главное, чтобы он был профи: владел различными психотехниками, эмпатией. В этом случае в отношениях внутри коллектива будет сохранен баланс.

Фото: freepik.com

 

Кристина Богодушко

журналист