Шерьян Сеитмеметов: «Надо быть похожим на лучших, а потом и самому становиться лучшим»

От ночных смен – к собственному ресторану быстрого питания: как в Крыму появилось «АвтоКафе» и хорошо ли быть «как McDonald’s».

Мы расспросили владельца популярной сети фастфудов Шерьяна Сеитмеметова о насущных проблемах бизнеса и перспективах развития «АвтоКафе».

Фото: Екатерина Никонюк

Историю вашего профессионального становления можно назвать «кинематографической» – вы прошли путь от простого сотрудника McDonald’s до владельца собственной сети ресторанов быстрого питания. Как вы попали в McDonald’s?
В этот бизнес я попал стандартно. Пришел подрабатывать еще студентом. Я подал анкету за компанию с братом. И так получилось, что меня позвали на собеседование, а его нет. Так я поступил на работу в McDonald’s. Первые три года я проработал в ночную смену, а днем учился в медицинском (в то время — Крымском государственном медицинском университете им. С. И. Георгиевского, прим. ред.). Ночная смена – это, конечно, здорово, но нужно было развиваться дальше. Я стал двигаться по карьерной лестнице в McDonald’s.

Плох тот официант, который не хочет стать директором.

Сложным ли оказался этот путь? А главное – полезным ли?
McDonald’s – в первую очередь системная компания. И я свою компанию построил по такому же принципу. Чтобы добиться какой-то должности, человек должен быть обучен и должен действительно достичь результата. Плюс тогда было достаточно конкурентное время. На одно место на повышение было 3-5 человек. Через 8 лет я дошел до позиции исполняющего обязанности директора ресторана в Ялте. Потом произошли определенные изменения, и я перешел в другую компанию – тоже сеть общепитов. И постепенно я сформировал идею о том, что хочу иметь собственную сеть. Ну а дальше подтолкнул 2014 год.

Вы имеете в виду, что какие-то игроки ушли, а вы смогли занять их место, поскольку уже была готова идея? То есть как только наступил подходящий момент, вы реализовали то, что планировали.
Да. Идея зарождалась достаточно долго. И мы прорабатывали ее с собственником сети, в которой я тогда работал. Рассматривали вариант открытия «бургерного» проекта, не похожего на McDonald’s. К сожалению, по ряду разных причин, в том числе и связанных с Крымской весной, было принято решение отложить проект. И тогда я понял, что надо все-таки двигаться самостоятельно. Конечно, определенности не было – был переходный период. Но я точно знал локацию, которая мне нравилась. Она была в Севастополе. В ноябре 2014 года мы открыли там свое первое заведение. Следующее открытие было 2 апреля 2015 года в Симферополе на ГРЭСе. К сожалению, мы потеряли и первую, и вторую локацию. Но эти две торговые точки дали импульс к последующему развитию – и дальше мы открывали заведения одно за одним.

Фото: Екатерина Никонюк

Вы работали в разных общепитах, но за модель взяли именно McDonald’s. Почему?
В первую очередь, я ее лучше всего понимаю. Во вторую – это системная модель, бизнес, где каждый шаг расписан и понятен от и до. В третью очередь сработало отсутствие такого мощного конкурента, как сам McDonald’s. И было бы абсолютно неправильно брать какую-то другую модель и менять что-то.

Вы открывали «АвтоКафе» вместе с другом. Вопрос работы с друзьями во многом неоднозначен. Как это получилось у вас? 
Конечно, бизнес-отношения накладывают определенный оттенок на дружбу. Мой партнер и друг – Александр Мешков. Мы договорились и соблюдаем правило – быть открытыми и честными друг к другу, в любой момент времени. В основе – доверие и «мужское слово». Пока на протяжении 7 лет нам удается соблюдать баланс между работой и дружбой. Мы всегда можем найти консенсус. Вести бизнес с человеком, похожим на тебя, с одной стороны, тяжело, но с другой стороны — легче, потому что это другой взгляд и мнение отличное от твоего, с которым нужно считаться.

Фото: Екатерина Никонюк

Обычно переход из статуса наемного работника в статус владельца связан с большими внутренними трансформациями. Был ли у вас такой перелом и как это происходило?
Да, такое было. До этого рано или поздно приходил момент, когда я принимал какое-то решение, причем имея на это карт-бланш, а оно озвучивалось собственником по-другому, переиначивалось. Тогда и возникала в голове фраза: «Я не хочу работать на дядю, я сам хочу быть дядей». На текущий момент у меня 260 человек персонала. И я понимаю, что за все решения, в том числе и те, которые принимают они, в итоге несу ответственность я.

Часто ли посетители сравнивают «АвтоКафе» с мировой сетью McDonald’s? И если сравнивают, как вы к этому относитесь?
Конечно, сравнивают, и часто. Давайте будем откровенны, McDonald’s – лидер отрасли быстрого питания. И я не стесняюсь этого сравнения. Наоборот – я равняюсь, слежу за новыми идеями и стараюсь ввести их у себя. Надо быть похожим на лучших, а потом и самому становиться лучшим. Это отличная планка – в первую очередь в открытости бизнеса, его «обеленности». Это ведь сейчас большая проблема. Власти стараются «обелить» бизнес, но пока слабо получается.

Надо быть похожим на лучших, а потом и самому становиться лучшим.

McDonald’s славится тем, что предоставляет хорошие возможности для работы молодежи. На базе «АвтоКафе» вы развиваете проект «Менеджер-стажер». Расскажите, пожалуйста, подробнее.
Устоявшееся мнение о том, что McDonald’s является кузницей кадров и идеальным местом работы для студентов, сейчас уже не совсем соответствует действительности. Почему? Потому что студенты, которые поступили в 2017-2018 годах и которые поступают прямо сейчас, уже совсем другие. Они не готовы идти и начинать все сначала. Они хотят сразу получить миллион и быть директорами. Но это не чисто крымская проблема. Она глобальнейшая. Это проблема всего подрастающего поколения. Люди не хотят создать себе базу для дальнейшего роста. Хотят сразу начать с самого верха. И никак по-другому.
По поводу позиции «Менеджер-стажер». Позиция есть, но на текущий момент используем ее очень аккуратно и индивидуально, так как большинство людей, к сожалению, приходит на чуть-чуть. Только для того, чтобы урвать какие-то знания и уйти. Но стоит отметить, у нас есть люди, которые пришли на позицию «Менеджер-стажер» и остались. Их не так много – 3 человека. Один из них сейчас заместитель директора, и двое – менеджеры.

Каковы, по-вашему, последствия такой ситуации?
Последствия следующие – туристы приезжают и говорят: «Вот, у вас нет сервиса». А у нас нет сервиса, поскольку менеджеры, директора (я не говорю про своих, я говорю в целом) не знают, что такое гостеприимство. Они не видели его, и не создавали его сами – в отличие от тех, кто успел поработать на позиции официанта или подобной. Как он может требовать от персонала гостеприимства, если сам не понимает, чего ожидает гость? В этом большая проблема, к сожалению.

Фото: Екатерина Никонюк

А видите ли вы решение?
Да, мы планируем внедрить некоторые этапы обучения. Пока в рамках нашей общественной деятельности готовим базу, чтобы начать свой менеджмент отправлять на обучение в вузы, и чтобы менеджеры, не отрываясь от работы, получали знания, котируемые в других заведениях и на других предприятиях. Но пока эта история в стадии проработки – я приоткрываю для вас завесу тайны.

Какими качествами обязательно должен обладать соискатель, чтобы попасть к вам на работу? Есть ли какие-то маркеры?
Лично я давно не занимаюсь подбором персонала. Этим занимаются директора, руководители среднего звена. Но для меня один из главных маркеров – открытость. Последний человек, с которым я проводил собеседование и брал к себе на работу, моя помощница Катерина. И роль сыграла именно открытость, желание помочь в любой момент времени.

Мы уже два года не поднимаем цены, потому что тогда станем недоступны для крымчан. Да, большую часть продуктов мы привозим с материка, и это дорого. Кстати, мы используем то же самое сырье, которое поставляется в McDonald’s. Поэтому у нас дорожает исходная часть. И мы теряем маржу. Но при этом зарабатываем себе имя, оставаясь доступными для клиентов.

В одном из интервью вы упоминали о том, что к вам приходили люди, готовые приобрести франшизу «АвтоКафе». Однако вы не договорились. В чем была причина?
У нас есть полностью подготовленный пакет франшизы, мы его предоставляем, но хотим выбрать партнера, с которым будет полное взаимопонимание. От того запроса, который был, мы отказались, поскольку была выбрана неподходящая локация. И мы не захотели разочаровывать человека. Каждый бизнесмен, начиная новый непонятный ему бизнес, думает, что сразу хорошо стартанет. Но нет. Место является достаточно значимым фактором. А сейчас есть запросы из Алушты и Симферополя.

Давайте немного поговорим о дальнейшем развитии сети ресторанов быстрого питания «АвтоКафе». Насколько амбициозны ваши планы?
В августе этого года мы открыли одно новое заведение в Керчи. В ближайшем будущем также планируется открытие «АвтоКафе» в Михайловке (Сакский р-н, прим. ред.). Наконец-то будем там представлены. Далее мы планируем модернизацию интерьера, изменение логотипа. Уже прошел определенный период времени, определенные трансформации, и сейчас мы будем видоизменяться. В какую сторону – секрет, поскольку пока нет полного синергичного решения.

Фото: Екатерина Никонюк

Не пропустите продолжение интервью с одним из владельцев крымской сети быстрого питания «АвтоКафе» Шерьяном Сеитмеметовым.