За и против конкуренции в коллективе
Поговорим о преимуществах и недостатках конкуренции в коллективе. Стоит ли ее поощрять? Как сделать так, чтобы она стала действенным инструментом мотивации?
Любому из нас приходилось за что-то бороться: за нормальные оценки, за бесплатное место в ВУЗе, за победу в спортивных состязаниях, за хорошую должность… Многое в нашей жизни пронизано духом соревнования. И профессиональная деятельность не является исключением. Осознание того, что тебе кто-то «дышит в спину», многих подстегивает, заставляет быть в тонусе. Порой сами руководители культивируют соперничество между сотрудниками, считая его отличным методом повышения эффективности их работы. Так ли это на самом деле?
В конкуренции есть неоспоримые плюсы:
1. С ее помощью руководитель может не ломать голову над новыми способами мотивации персонала. Сотрудники и так будут заинтересованы сделать как можно больше и лучше. Ведь за это обещана награда: повышение зарплаты, карьерный рост и прочее. Рабочая рутина превращается в захватывающую игру, в которой победители получают свои «плюшки».
2. Экономия расходов на оплату труда. Без дополнительного привлечения специалистов по оценке персонала можно определить наиболее достойных и перспективных.
3. Конкурирующий коллектив находится в постоянном развитии. Соперничество стимулирует людей улучшать имеющиеся навыки и обучаться новому.
4. Рождаются новые идеи. В условиях «борьбы», жестких дедлайнов думается и «креативится» быстрее.
5. Растет производительность труда, что ведет к усилению позиций компании на рынке.
6. Конкуренция действенна, когда на одно место претендует несколько кандидатов. Они покажут свои самые сильные стороны, и руководителю будет проще сделать выбор.
7. Следствие конкуренции – кадровая селекция. Когда мотив в виде каких-то благ задан, можно добиться, чтобы в компании остались сильнейшие и те, кто на них равняется.
Чем же плоха конкуренция?
1. Внутрикорпоративные состязания могут перерасти в межличностную борьбу, когда сотрудники во главу угла ставят удовлетворение собственных амбиций.
2. Затрудняется выполнение сложных задач, где первостепенен процесс, а не результат. В условиях жесткой конкуренции о командной работе не может идти речи – коллектива единомышленников просто нет.
3. Она ведет к сокрытию знаний. Никому не хочется делиться опытом или уникальной информацией – ведь это основное конкурентное преимущество. Кому понравится помогать «врагам»? Закон джунглей в чистом виде.
4. Даже при высоких зарплатах повышается текучесть кадров. Не каждый может выдержать стресс и прессинг. Людей эмоциональных, стеснительных и тех, кто ориентирован на партнерство, такая рабочая атмосфера демотивирует.
5. Здоровая конкуренция рано или поздно может перерасти в неприязнь к лидерам. Вряд ли все подумают: «Потапов – красавчик. Он пахал как вол и заслужил награду». Даже если Потапов объективно лучший, некоторые все равно скажут, что он подхалим, и начнут подсиживать его.
6. Самая неприятная сторона конкуренции – появление «политиканства». Сотрудники, команды, а зачастую и целые отделы вместо работы начинают заниматься «интригами, скандалами, расследованиями». Атмосферу в таком коллективе нельзя назвать благоприятной. Многие не выдерживают и уходят. Остаются акулы, которые начинают «поедать» друг друга. Подобная обстановка губительна для репутации компании. Это путь в никуда.
Чтобы направить конкуренцию в созидательное русло, нужно установить четкие правила игры.
• Сотрудники должны находиться в равных условиях. Если один получит доступ ко всем ресурсам, а другой будет ограничен в этом, вполне очевидно, кто выиграет.
• Обязанности должны быть четко регламентированы. Каждому нужно донести, какие действия он должен совершить для получения награды.
• Критерии оценки результатов должны быть прозрачными и понятными для всех.
• Когда сотрудник видит чужие показатели, он осознает, какие шаги нужно предпринять, чтобы перегнать коллег. Открытая демонстрация успехов подтверждает объективность состязания.
• Ожидаемые результаты должны измеряться в количественных единицах: рублях, килограммах, нормах выработки. Если это невозможно, конкурентную среду лучше вообще не создавать.
• Желательно поощрять всех участников успешного проекта, а не только лидеров.
• Руководитель должен постоянно держать руку на пульсе. Отсутствие контроля может привести к появлению недобросовестной конкуренции.
Развитие конкурентной среды – довольно рискованный шаг. Но при грамотном руководстве можно создать условия, которые обеспечат продуктивную работу сотрудников и позволят им чувствовать себя комфортно в коллективе.
- ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ? - 30.06.2022
- НЕ ПО МАРКСУ - 21.04.2022
- КАК СТАТЬ МНОГОСТАНОЧНИКОМ И НЕ СЛЕТЕТЬ С КАТУШЕК - 17.04.2022