Зачем читать этикетки?
Как читать то, что написано на упаковке, и зачем этому нужно учиться.
Приходя в супермаркет, мы частенько теряемся, что же выбрать – глаза разбегаются. Иногда просто, не задумываясь, берем товар, рекламу которого увидели по телевизору, или с понравившейся этикеткой, или акционный. Также мы часто попадаем на маркетинговые крючки: «эко», «натуральный», «без сахара» и так далее. Однако то, что мы видим на лицевой стороне этикетки, не всегда соответствует действительности. Чтобы быть уверенным в качестве продукта, стоит научиться «читать буковки» со всех сторон.
В соответствии со стандартами ГОСТ Р 51074-2003 на обертке/этикетке продукта должна быть указана всестороння информация о продукте, в том числе: срок годности, адрес производства, вес, развернутые сведения о составе и пищевой ценности, об условиях хранения и противопоказаниях. То есть вы можете получить полную информацию о продукте, который собираетесь купить. Главное – не полениться и прочитать.
На что обращать внимание первым делом
1. Срок годности.
Возможность длительного хранения некоторых продуктов должна насторожить (конечно, если речь не идет о бакалейной группе товаров), ведь для продления срока годности в продукты могут добавляться вспомогательные вещества. А они не всегда полезны для организма.
2. Наименование товара.
Необходимо различать наименование и название продукта. Наименование – то, чем продукт является на самом деле; описание «сути», причем с использованием определенной терминологии. А название – это результат фантазии отдела маркетинга, то есть то, как производитель хочет этот продукт позиционировать. На практике это выглядит так: вам нужна сметана, а вы схватили сметанный продукт; хотели приобрести йогурт, а взяли йогуртовый продукт; вместо сока – сокосодержащий напиток и так далее. И все это потому, что упаковка оформлена определенным образом, и название красивое, а наименование «спрятано» на оборотной стороне товара.
3. Ингредиенты и порядок их перечисления.
В составе сначала указываются компоненты, которых по количеству больше всего, дальше – в порядке убывания. Длинный список ингредиентов – это не всегда хорошо. Лучше отдавать предпочтение коротким и понятным составам с максимальным содержанием натуральных компонентов.
4. Маркетинговые уловки, привлекающие внимание.
Часто бывает так, что на лицевой стороне этикетки пишут «без сахара», но при этом в составе есть глюкоза или фруктоза. Это распространённый маркетинговый ход, который может ввести в заблуждение потребителя. К подобным примерам можно отнести случаи, когда на видные места выносится информация о компоненте, которого в продукте ничтожно мало. Например, это может быть «Овсяное печенье», в составе которого всего 2% овсяной муки.

«Ешки» «ешкам» рознь
В составе, указанном на этикетках продуктов, очень часто можно найти всевозможные «ешки», то есть пищевые добавки, обозначенные буквой Е и определенной цифровой комбинацией – в соответствии с европейской системой идентификации добавок (отсюда, кстати, и буква Е в названии – от Europe). Это компоненты, которые усиливают вкус и аромат продуктов, помогают сохранять товарный вид и продлевают сроки годности. В обществе отношение к «ешкам» сложилось неоднозначное: с одной стороны, производители используют только разрешенные, прошедшие проверку добавки, а с другой – информационное поле полно страшилок о заболеваниях, которые могут быть вызваны этими компонентами.
На самом деле специалисты сходятся в одном: среди добавок есть безопасные, потенциально опасные и запрещенные. Все, что не запрещено – разрешено. Регламентируется возможность применения тех или иных добавок при производстве пищевых продуктов двумя документами: санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3.2.1293-03 и техническим регламентом Таможенного союза (ТР ТС) 029/2012. Контролируют составление списка Минздрав РФ и Роспотребнадзор.
К безопасным относятся добавки, полученные из натуральных продуктов или синтезированные химическим способом, но сохраняющие все свойства натурального аналога. Вот наиболее распространенные безопасные добавки.

Практически все остальные разрешенные добавки действительно могут причинить вред человеческому организму, но в тех случаях, если будет существенно превышена норма их потребления (эти нормы указаны в техническом регламенте Таможенного Союза ТР ТС 029/2012). То есть реальную опасность они могут представлять только если есть «химикатные» продукты постоянно и в больших количествах.
Каждому человеку предстоит самостоятельно оценить собственное здоровье и принять решение о приобретении тех или иных продуктов.
По данным ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, многие пищевые добавки могут привести к обострению заболеваний легких, почек, ЖКТ, вызвать тошноту, перепады давления или приступы аллергии. Поэтому людям, страдающим подобными заболеваниями следует быть особенно внимательными к своему питанию. Им рекомендуется обратить особое внимание на некоторые добавки и по возможности ограничить или исключить продукты их содержащие.

К запрещенным относятся такие добавки:
- красители E121, E123, E128,
- консерванты E216, E217, E240.
Маленькие секреты
• Если в названии указано, что продукт со вкусом или ароматом малины, это говорит о том, что в состав вместо натуральной малины входят соответствующие ароматизаторы или вкусовые добавки. А вот название «йогурт с малиной» указывает на то, что в продукте содержатся ягоды (целые или измельченные).
• Иногда изучив состав одного и того же продукта от разных производителей, можно обнаружить, что дешевле – не всегда хуже по качеству. А иногда и лучше.
• Надписи «фермерское», «органик», «эко» и подобные не означают, что продукт без синтетических составляющих. Достоверно об этом скажет только состав.
• «Без глютена» и «без лактозы» — не значит полезнее или диетичнее. Эти товары предназначены для людей, которые не переносят данные компоненты.
• Не удивляйтесь, увидев фразу «может содержать следы орехов, злаков, молочных продуктов». Это предупреждение для тех, у кого эти продукты могу вызвать аллергию.
Такая хорошая привычка, как чтение этикеток на продуктах, поможет лучше заботиться о своем здоровье, а в некоторых случаях и сэкономить деньги. Поначалу этот процесс будет занимать довольно много времени. Но через месяц-полтора вы уже сформируете свой собственный пул базовых продуктов, устраивающих вас по качеству, и «вычитывать» нужно будет только новые приобретения. Согласитесь, небольшая цена за уверенность в качестве приобретаемого продукта.
Фото обложки: drobotdean /freepik.com
- Великие и ЗОЖ - 20.11.2021
- Как эффективнее работать на удаленке? - 01.11.2021
- Зачем читать этикетки? - 15.10.2021