Здравствуй, мальчик Бананан

Как создавался фильм «Асса», ставший символом эпохи и собравший 80 миллионов рублей в прокате.

25 августа Сергею Соловьеву исполняется 77 лет. Этот талантливый режиссер снял около 20 картин. Среди них есть одна, которая по праву считается культовой. Ведь именно она стала символом эпохи перемен!

1986 год. На счету Сергея Соловьева уже около 10 кинолент, но ни одного кассового хита. И тут возникла идея снять музыкальную мелодраму. В центре сюжета – любовный треугольник: красивая девушка – криминальный авторитет в летах – смелый юноша. Помимо основной линии в фильме затронуты актуальные проблемы 80-х – конфликт поколений и социальных слоев.

Музы, БГ и Говорухин

Сценарист Сергей Ливнев на момент съемок «Ассы» был женат на актрисе Алике Смеховой. Главную героиню фильма назвали в ее честь. На роль Алики режиссер без проб утвердил свою супругу Татьяну Друбич.
Станислав Говорухин, сыгравший бандита Крымова, сначала не хотел сниматься. Но Соловьев был настойчив. В итоге Говорухин сдался.
Дольше всех искали кандидатуру на роль юноши Бананана. Режиссер предложил ее Борису Гребенщикову, но тот категорически отказался, сказав, что каждый должен заниматься своим делом. Зато БГ познакомил Соловьева с художником и музыкантом Сергеем «Африкой» Бугаевым, который и исполнил главную мужскую роль.

Кадр из фильма «Асса» (1987 г.)
Буду брать харизмой

Эпизодическая, но весьма запоминающаяся роль лжемайора и ресторанного дебошира Бабакина досталась эксцентричному Александру Баширову, бывшему тогда студентом режиссерского факультета ВГИКа. У него была одна «особенность»: он плохо запоминал текст. Когда снимали монолог Бабакина, выяснилось, что актер ни слова не помнит. Чтобы его не выгнали с площадки, Баширов пообещал режиссеру сделать крутую импровизацию. И сделал! Над экспромтом хохотала вся съемочная группа.

Кадр из фильма «Асса» (1987 г.)
Перемен требуют наши сердца!

Песню «Хочу перемен» Соловьев впервые услышал в «кухонной» обстановке. Он сразу понял, что она станет хитом. Режиссер попросил Виктора Цоя до премьеры «Ассы» нигде ее не исполнять. Цой играет в фильме самого себя. Основной эпизод с группой «Кино» снимали в Зеленом театре в Москве. Массовку даже искать не пришлось. Еще бы – бесплатный концерт Цоя!
Фанаты «Кино» доставили массу проблем: поломали ворота, лавки, зажигали дымовые шашки, дрались. Даже дружинники «забили» на охрану общественного порядка, посрывали повязки и присоединились к буйным рокерам. Весь этот дебош прекратился, когда на сцену вышел Цой. После исполнения «Хочу перемен» админы хотели закончить концерт, но музыкант сказал, что обещал людям допеть, и исполнил еще несколько песен.

Кадр из фильма «Асса» (1987 г.)
А Ной здесь при чем?

Сценарий назывался «Здравствуй, мальчик Бананан». Но Сергей Бугаев предложил другое название – «Асса». Он рассказал Соловьеву притчу о библейском Ное. Якобы тот, сойдя с ковчега на землю, воскликнул: «Асса!». Режиссер к этой истории отнесся скептически. Тогда актер сказал, что это аббревиатура от «автор Соловьев Сергей Александрович». На самом же деле так называлась одна неформальная художественная галерея, где часто тусовались Бугаев и Цой.

Кадр из фильма «Асса» (1987 г.)
Люкс в «Ореанде»

Много сцен снималось в зимней Ялте. Алика и Крымов жили в гостинице «Ореанда». Изначально администрация была против приезда киношников. Но Соловьев отправил телеграмму самому Михаилу Горбачеву. Письмо дошло до адресата! Руководству «Ореанды» позвонили «оттуда», после чего оно было вынуждено согласиться на съемку. Ресторан, где снимали эпизод с избиением уголовника Бабакина и окунанием его в фонтан, находится в здании «Тавриды». Это старейшая гостиница Ялты.

Кадр из фильма «Асса» (1987 г.)

Театр лилипутов снимали в Никитском ботсаду. А канатная дорога от ялтинской набережной до холма Дарсан после выхода фильма на экраны стала городской достопримечательностью.

Кадр из фильма «Асса» (1987 г.)

«Асса» собрала в прокате 80 миллионов рублей! А Сергею Соловьеву удалось снять новаторское кино, ставшее олицетворением грандиозной эпохи перестройки.